История образования Министерства

Отечественная система юстиции берет начало с 15 ноября 1917 года, когда в Ташкенте, 3 краевой съезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов рассмотрел вопрос о создании краевого правительства, в котором было создано несколько комиссариатов, и среди них, комиссариат юстиции. Однако на путь самостоятельного развития система юстиции встала с образованием автономной, а впоследствии, и союзной республики.

C 7-12 марта 1927 г. в здании исторического музея проходил Учредительный съезд Киргизской АССР, где была принята Декларация о создании КАССР. Вслед, состоялась первая сессия Центрального Исполнительного Комитета, в ходе которой председателем ЦИК был избран А.Орозбеков, председателем СНК – Ю.Абдрахманов, а Народным комиссаром юстиции стал Ташмухамед Худайбергенов.

Приказом Наркома юстиции КАССР от 3 октября 1928 года № 1 были созданы следующие штатные отделы: отдел прокуратуры, общий отдел, отделения суда по уголовным и гражданским делам.

Верховный суд КАССР находился в полном подчинении Народного комиссариата юстиции КАССР, который осуществлял надзор за исполнением законодательства судебными учреждениями, прокуратурой, следственными органами. Особое внимание уделялось выполнению основной задачи – охране правопорядка и законности.

Наркомат юстиции исполнял следующие функции: издавал приказы юридического характера, готовил законопроекты, разрабатывал и осуществлял меры по развитию судебно-следственного аппарата, осуществлял общее руководство исправительно-трудовым комитетом, выносил заключения по законам СССР и РСФСР.

25-30 апреля 1929 года произошло важнейшее историческое событие в жизни кыргызского народа – на втором Республиканском съезде КАССР была принята первая Конституция, послужившая укреплению основ государственного строя, определению гражданских прав и обязанностей.

Для подготовки кадров для наркомата юстиции были открыты шестимесячные юридические курсы, в последующем, преобразованные в постоянно действующую годичную правовую школу, по окончании которой выпускники направлялись на прокурорскую, судебно-исследовательскую работу. В середине 1936 г. в связи с изменением структур НКЮ СССР и Верховного суда СССР от системы НКЮ КАССР отделяются Верховный суд КАССР, а затем и республиканская прокуратура.

5 декабря 1939 г. произошло другое важное историческое и политическое событие – КАССР была преобразована в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику. В декабре 1940 г. была утверждена структура наркомата юстиции. В дополнение к существующим отделам при наркомате образовались контрольно-инспекторская группа, секретариат и архивный отдел, а областные управления НКЮ состояли из судейского сектора, отдела кадров, финансово-хозяйственного сектора и секретариата.

На наркомат юстиции КССР возлагалось исполнение следующих задач:

1. контроль за исполнением судами положений о судебном устройстве, уголовного, гражданского и процессуального кодексов, а также за обеспечением объединенной судебной практики;

2. руководство организацией судебной системы, выборами судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов;

3. контроль и инструктаж судебных учреждений;

4. общее руководство и контроль за деятельностью производственно-товарищеских, аильных, сельских общественных судов;

5. судебная статистика и учет лиц, лишенных избирательных прав судом;

6. контроль за исполнением законодательства;

7. общее руководство и контроль нотариата;

8. руководство и подготовка изданий правовой литературы на кыргызском языке;

9. ведение дел по кодификации законов КССР, подготовка заключений для СНК.

Создаются новые группы и отделы: сектор статистики, секретно-шифровальный отдел и архив. В дальнейшем, добавились отделы по организации и контролю за работой судебных органов и по руководству за работой адвокатуры и судебных исполнителей.

Структура НКЮ КССР состояла из:

1.отдела судебных учреждений;

2.отдела оказания юридической помощи и судебной защиты населения;

3.отдела нотариата;

4.отдела кодификации законодательства КССР;

5.отдела подготовки, учета и распределения кадров;

6.финансового отдела.

В состав коллегии  Народного комиссариата юстиции  входили заместитель  наркома,  заведующие отделами судебных учреждений, отдела кадров и отдела кодификации.

Перед началом Великой Отечественной Войны в КССР работало 5 областных управлений юстиции, однако война потребовала реорганизации и мобилизации всей деятельности советского государства.

На состоявшемся в июле 1941 г. чрезвычайном совещании при наркомате юстиции, на военный трибунал и правоохранительные органы возлагались задачи борьбы с правонарушениями в тылу: нарушения трудовой дисциплины на предприятиях военной промышленности, уклонение от обязательного прохождения курса военной подготовки, и нарушения правил военного учета. На органы юстиции и судебные органы возлагалось проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности страны,  на борьбу с дезертирством, спекуляцией. Поэтому с января 1942 г. НКЮ имело право  привлекать к уголовной ответственности уклоняющихся от воинского учета и исполнения воинского долга.

В марте 1946 г. Наркомат юстиции республики преобразован в Министерство юстиции Киргизской ССР, в компетенции которого оставалось выполнение тех же функций   и задач.

Однако в 1958 г., под мотивом того, что многие центральные органы стали дублировать отдельные функции и осуществление централизованного руководства усложнилось, Министерство юстиции было ликвидировано, а его функции переданы Верховному Суду.

После упразднения Министерства юстиции при Совете Министров Киргизской ССР была образована юридическая комиссия, которая занималась разработкой положений Гражданского кодекса, обсуждением его статей и внесением предложений по пересмотру других законодательных актов. В ведение Юридической комиссии передавалась и адвокатура.

Со временем, в связи с увеличением многообразия задач в различных областях советской системы, возникла острая необходимость дополнять и корректировать все существовавшие нормативно-правовые акты в союзном масштабе. Но, только силами сотрудников судебных органов и юридической комиссии решить данную проблему не представлялось возможным и в целях улучшения качества издаваемых законодательных актов в 1970 г. вновь образовано Министерство юстиции Киргизской ССР.

На Министерство юстиции вновь возлагались задачи руководства и координирования работы судов, кодификация законов, разъяснение и пропаганда населению правовых знаний, руководство деятельностью нотариатом, адвокатурой, регистрация записей актов гражданского состояния, руководство учреждениями судебно-медицинской экспертизы, и т.д.

В функции Министерства юстиции входило следующее:

- защита законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций;

- развитие и улучшение правоприменительной практики;

- разработка предложений по организации судов;

- проведение социологических исследований в целях борьбы с преступностью и укреплению законности;

- контроль и руководство за исполнением судебных решений и приговоров;

-  кодификация законов Киргизской ССР.

В конце 80-х годов особое внимание уделялось принятию мер по правовому обеспечению политических, социально-экономических и личных прав граждан. В связи с этим ставилась задача ускорения подготовки и порядка рассмотрения проектов законов, гарантирующих права и свободы человека, открытой печати, религиозного вероисповедания, добровольных обществ и объединений, т.е. обеспечение гражданских прав требовало принципиально нового подхода.

В 1986 – 1990 г.г. был рассмотрен целый ряд вопросов по развитию всей правовой системы республики.

80-е годы ознаменовались становлением новых демократических устоев. Началось внедрение принципов правового государства, рыночной экономики, защиты прав и свобод человека.

31 августа 1991 г. Верховный Совет Кыргызской Республики торжественно огласил «Декларацию о государственном суверенитете Кыргызской Республики». Наша страна встала на путь самостоятельного, независимого развития.

После обретения независимости Кабинетом Министров Республики Кыргызстан 15 апреля 1991 года за №153 было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Кыргызстан. С этого момента начинается новая история кыргызской юстиции. В соответствии с вышеуказанным положением основными задачами Министерства юстиции Республики Кыргызстан являлись: подготовка проектов законодательных актов, проведение юридической  экспертизы проектов нормативных актов, систематизация и совершенствование законодательства, организационное обеспечение деятельности судов, руководство нотариатом, судебно-экспертными учреждениями, органами записи актов гражданского состояния,  правовой работой в народном хозяйстве, правовое воспитание и юридическое обучение населения, а также общее руководство адвокатурой.

В целях повышения роли и ответственности органов юстиции при проведении правовой политики Президентом Республики Кыргызстан подписан Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции Республики Кыргызстан» от 16 июня 1992 года, согласно которому на Министерство юстиции Республики Кыргызстан дополнительно возложено осуществление функций по обеспечению и координации работы по практической реализации судебно-правовой реформы, проведению правовой экспертизы и регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и административных ведомств Республики Кыргызстан, носящих общеобязательный характер, регистрации и выдаче лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг, регистрации республиканских средств массовой информации и контролю за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации. Этим же Указом в ведение Министерства юстиции Республики Кыргызстан были переданы органы ЗАГСа, которые до этого находились в ведении местных исполнительных комитетов.

Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по развитию органов юстиции Кыргызской Республики» от 22 ноября 1996 года №УП-325 на Министерство юстиции Кыргызской Республики возлагается методическое руководство юридическими службами центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по реализации законодательства Кыргызской Республики и организацию учебы их сотрудников по вопросам подготовки законопроектов. Министру юстиции Кыргызской Республики предоставляется право внесения Президенту Кыргызской Республики и в Правительство Кыргызской Республики представлений о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 1998 года №332 в ведение Министерства юстиции передается Республиканская залоговая контора, а постановлением Правительства от 30 апреля 1999 года N 243 Республиканская научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз преобразуется в Государственный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 28 декабря 2000 года УП №363 Судебный департамент Кыргызской Республики реорганизован в Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Эти же Указом поставлен вопрос об изучении вопроса о передаче системы исполнения наказаний из ведения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Во исполнение  Указа  Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики» от 24 октября 2001 года, а также в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 20 марта 2002 года постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 июня 2002 года №391 уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Кыргызской Республики передается в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 21 апреля 2008 года УП №143 Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики из ведения Министерства юстиции Кыргызской Республики передан в систему судебной власти Кыргызской Республики с преобразованием в Судебный департамент Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года УП №425 «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «Об утверждении структуры Правительства Кыргызской Республики» на базе функций Министерства юстиции по вопросам исполнения наказаний и конвоирования осужденных создается Государственная служба исполнения наказания при Правительстве Кыргызской Республики с передачей в его ведение Главного управления исполнения наказания и Департамента по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу. Этим же Указом из ведения Министерства юстиции в ведение Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики передаются функции по регистрации актов гражданского состояния.

В настоящее время, единую систему органов юстиции Кыргызской Республики составляют центральный аппарат, территориальные и подведомственные подразделения Министерства юстиции.

Задачами Министерства юстиции являются:

- нормативное правовое обеспечение деятельности государства в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение координации законопроектной деятельности органов исполнительной власти;

- обеспечение процедур регистрации в пределах предоставленных полномочий;

- организация и осуществление судебно-экспертной деятельности.

Для выполнения своих задач Министерство юстиции осуществляет следующие функции:

а) функции нормотворчества и экспертизы:

- проводит работу по систематизации и кодификации законодательства Кыргызской Республики;

- формирует и обобщает планы законопроектных работ Правительства Кыргызской Республики на основе предложений государственных органов, вносит их в установленном порядке на утверждение в Правительство Кыргызской Республики и осуществляет контроль за их исполнением;

- проводит инвентаризацию законодательства в рамках деятельности межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

- разрабатывает или принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;

- разрабатывает предложения по формированию проекта республиканского бюджета, в части, касающейся финансирования органов юстиции;

- проводит правовую, правозащитную и гендерную экспертизы проектов нормативных правовых актов, вносимых государственными органами на рассмотрение Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики;

- проводит аккредитацию физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по проведению специализированных видов экспертиз проектов нормативных правовых актов (правовой, правозащитной, гендерной, антикоррупционной и экологической);

- осуществляет судебно-экспертную деятельность;

- проводит и развивает в установленном порядке международные связи по правовым вопросам, участвует в подготовке и экспертизе проектов международных договоров и соглашений;

- ведет Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

б) функции координации:

- в целях обеспечения принятия законопроектов, вносимых Правительством Кыргызской Республики, обеспечивает взаимодействие с постоянным представителем Правительства Кыргызской Республики в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики;

- координирует законопроектную деятельность министерств, административных ведомств;

- осуществляет организационно-методическое и техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права;

- координирует научно-исследовательскую деятельность в сфере судебной экспертизы;

в) функции регулирования:

- осуществляет лицензирование на право занятия частной нотариальной деятельностью;

- осуществляет лицензирование на право занятия адвокатской деятельностью;

г) функции по предоставлению услуг:

- оказывает гарантированную государством юридическую помощь гражданам Кыргызской Республики;

- осуществляет государственную регистрацию, перерегистрацию и регистрацию прекращения деятельности некоммерческих организаций и филиалов (представительств) некоммерческих организаций, средств массовой информации и политических партий;

- ведет государственный реестр некоммерческих организаций и филиалов (представительств) некоммерческих организаций и средств массовой информации;

- осуществляет нотариальные действия;

- ведет государственный реестр государственных и частных нотариусов;

- ведет государственный реестр адвокатов;

- осуществляет государственную регистрацию залоговых сделок;

- ведет единый государственный реестр залоговых сделок;

- осуществляет аппостилирование, исходящих от Кыргызской Республики документов, кроме судебных и правоохранительных;

- предоставляет информацию заинтересованным физическим и юридическим лицам из централизованного банка данных правовой информации Кыргызской Республики;

- представляет в порядке, установленном законодательством, интересы Правительства Кыргызской Республики в судебных органах в рамках полномочий Министерства юстиции;

д) функции поддержки:

- содействие деятельности уполномоченного государственного органа в области государственной службы в вопросах подбора, расстановки и повышения квалификации кадров органов юстиции;

- организует курсы повышения квалификации для нотариусов и адвокатов;

- осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по отчуждению жилых домов и квартир жилого фонда иностранным юридическим и физическим лицам на территории Кыргызской Республики;

- ведет централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики;

- организует материально-техническое обеспечение и финансирование органов юстиции, в том числе по строительству и ремонту их зданий, обеспечивает организацию бухгалтерского учета и отчетности, принимает решения по вопросам материального и социального обеспечения работников органов юстиции, а также другие меры по организации деятельности органов юстиции;

- осуществляет анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики в органах юстиции;

- осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов министерства.

Министерство юстиции осуществляет также иные функции, возложенные на него законодательством.

Руководство органов юстиции с момента их образования.

Худайбергенов Ташмухамед – нарком юстиции Киргизской АССР (1927-1929 г.г.);

Жоломанов Искендер Джанузакович – нарком юстиции Киргизской АССР (1929-1934 г.г.);

Табельдинов Каратал – нарком юстиции Киргизской ССР (1935-1937 г.г);

Урицкий Анатолий Григорьевич – нарком юстиции Киргизской ССР (1939-1940 г.г.);

Климов Сергей Алексеевич – нарком юстиции Киргизской ССР (1940-1942 г.г.);

Али Мамедов Сафар Гусейн Заде – нарком юстиции Киргизской ССР (1942-1943 г.г.);

Лавренков Иван Кузьмич – министр юстиции Киргизской ССР (1945-1949 г.г.);

Ташкулов Рашид Ташкулович – министр юстиции Киргизской ССР (1949-1952 г.г.);

Шаменов Кожоналы – министр юстиции Киргизской ССР (1953-1958 г.г.);

Жумабаев Мухтарбек Акматбекович – министр юстиции Киргизской ССР (1970-1980 г.г.);

Абакиров Джумабек Абдыласович – министр юстиции Киргизской ССР (1981-1983 г.г.);

Абдыралиев Аскар – министр юстиции Киргизской ССР (1983-1986 г.г.);

Алымбеков Мадан – министр юстиции Киргизской ССР (1986-1989 г.г.);

Табалдиев Бусурманкул Беркутович – министр юстиции Киргизской ССР (1989-1991 г.г.);

Мукамбаев Усуп Мукамбаевич – министр юстиции Кыргызской Республики (1992-1993 г.г.);

Чолпонбаев Мукар Шалтакович – министр юстиции Кыргызской Республики (1993-1995 г.г.);

Гутниченко Лариса Викторовна – министр юстиции Кыргызской Республики (1995-1998 г.г.);

Бейшеналиева Нэля Николаевна – министр юстиции Кыргызской Республики (1998-2001 г.г.);

Абдрахманов Жакып Токтобекович – министр юстиции Кыргызской Республики (2001-2002 г.г.);

Нарымбаев Данияр Ильич – министр юстиции Кыргызской Республики в 2002 г.;

Осмонов Курманбек Эргешович – министр юстиции Кыргызской Республики (2002-2004 г.г.);

Бейшеналиева Нэля Николаевна – министр юстиции Кыргызской Республики (2004-2005 г.г.);

Кайыпов Марат Таштанович – министр юстиции Кыргызской Республики (2005-2008 г.г.);

Турсункулов Нурлан Жанышевич – министр юстиции Кыргызской Республики (2008-2009 г.г.);

Абдиев Курмантай Абдиевич – министр юстиции Кыргызской Республики (2009-2010 г.г.);

Салянова Аида Женишбековна – министр юстиции Кыргызской Республики с апреля по декабрь 2010 года;

Мухамеджанов Абылай Жумакадырович – министр юстиции Кыргызской Республики (2010-2011 г.г.);

Шыкмаматов Алмамбет Насырканович — министр юстиции Кыргызской Республики (2011-2015 г.г.);

Мамбеталиева Жылдыз Жээнбаевна —  министр юстиции Кыргызской Республики с февраля 2015 года по настоящее время.


Article printed from Министерство юстиции Кыргызской Республики: http://old.minjust.gov.kg

URL to article: http://old.minjust.gov.kg/?page_id=57

2011 Министерство Юстиции Кыргызской Республики.