Межведомственная комиссия по инвентаризации нормативных правовых актов (далее – Комиссия) выполняет функции в соответствии со своим Положением, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 мая 2015 года № 276 (далее-Положение).
Основной целью Комиссии является совершенствование законодательства Кыргызской Республики путем инвентаризации нормативных правовых актов Кыргызской Республики на предмет устранения противоречий между нормативными правовыми актами разной юридической силы, коррупционных положений, коллизий между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, а также восполнения пробелов в нормативных правовых актах Кыргызской Республики.
Комиссия функционирует при Министерстве юстиции, которое осуществляет организацию и координацию работы Комиссии.
По составу Комиссии.
Персональный состав Комиссии утвержден приказом Министерства юстиции от 15 июня 2015 года № 66. В первом полугодии 2016 года состав Комиссии дважды претерпел изменения.
В свете произошедших изменений в структуре Правительства Кыргызской Республики, ввиду освобождения от должности отдельных заместителей руководителей и статс-секретарей государственных органов, являющихся членами Комиссии, приказом Министерства юстиции от 18 января 2016 года № 9 был переутвержден состав Комиссии. Дополнительно в состав Комиссии были включены заместители руководителей и статс-секретари:
- Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной таможенной службы Кыргызской Республики при Правительстве Кыргызской Республики;
- Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики.
Приказом Министерства юстиции от 14 апреля 2016 года № 78 были внесены изменения в персональный состав Комиссии.
По плану работы Комиссии.
Основной функцией Комиссии является ежегодное формирование плана по пересмотру нормативных правовых актов, подлежащих инвентаризации, на предстоящий год. План работы Комиссии на 2016 годы был утвержден на заседании Комиссии от 19 января 2016 года.
План работы включает 5 мероприятий:
1) Инвентаризация нормативных правовых актов на предмет устранения противоречий, коллизий и коррупционных норм, а также восполнения пробелов, и внесение, при необходимости, соответствующих проектов нормативных правовых актов на рассмотрение Комиссия. Срок реализации – в течение года. Ответственные лица – Министерство юстиции совместно с Государственной регистрационной службой при Правительстве, Министерство иностранных дел, Министерство труда и социального развития, Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство здравоохранения, Министерство экономики совместно с Государственной налоговой службой при Правительстве, Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве.
2) Внесение на рассмотрение Комиссии проектов нормативных правовых актов, разработанных в рамках инвентаризации либо перечня проинвентаризированных нормативных правовых актов. Срок реализации – постоянно. Ответственные лица – министерства и ведомства.
3) Внесение предложений по формированию плана работы Комиссии на 2017 год. Срок реализации – до 1 декабря. Ответственные лица – министерства и ведомства.
4) Проведение анализа работы Комиссии. Срок реализации – до 15 декабря. Ответственное лицо — Министерство юстиции.
5) Представление в Правительство Кыргызской Республики обобщенной информации по итогам анализа деятельности Комиссии с конкретными рекомендациями по улучшению ее деятельности и предложениями о применении дисциплинарных мер в отношении членов Комиссии за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Срок реализации – до 31 декабря. Ответственное лицо — Министерство юстиции.
Министерство юстиции в рамках координационной функции проводит анализ и обобщение результатов работы Комиссии, обобщенную информацию вносит в Правительство Кыргызской Республики. Учитывая, что План работы требует исполнения до 2016 года конца года, информация об его исполнении будет представлена по итогам текущего года.
По организации заседаний Комиссии и рассмотрении проектов нормативных правовых актов.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
В первом полугодии 2016 года состоялось 4 заседания Комиссии, и в целом были рассмотрены 33 проекта нормативного правового акта.
1) 19 января 2016 года было проведено внеочередное заседание Комиссии, на котором рассмотрены 10 проектов нормативных правовых актов, которые были включены в повестку дня 28 декабря 2015 года.
2) На заседании от 16 марта 2016 года были рассмотрены 9 проектов нормативных правовых актов.
3) На заседании от 29 апреля 2016 года были рассмотрены 7 проектов нормативных правовых актов.
4) На заседание от 30 июня 2016 года были рассмотрены 7 проектов нормативных правовых актов.
Информация о видах и наименованиях проектов нормативных правовых актов содержится в приложении 1.
По выполнению членами Комиссии своих обязанностей.
В соответствии с Положением на члена Комиссии возложены некоторые обязанности. Это:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства;
2) присутствовать на заседаниях Комиссии;
3) один раз в два месяца, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, вносить на рассмотрение Комиссии проекты нормативных правовых актов. В случае отсутствия проектов нормативных правовых актов письменно уведомляет об этом Комиссию. При этом в уведомлении указывается полный перечень нормативных правовых актов, инвентаризация которых проведена.
Работу государственных органов в части внесения проектов нормативных правовых актов на рассмотрение Комиссии можно оценить как средняя, без учета работы отдельных государственных органов. Можно выделить активную работу Государственной службы исполнения наказания при Правительстве, Государственной таможенной службы при Правительстве и Министерства чрезвычайных ситуаций в рамках деятельности Комиссии.
В целом, если отметить, то проекты, вносимые Министерством юстиции, составляют примерно 45,7 % от общего количества проектов нормативных правовых актов, проекты государственных органов суммарно – 54,3 %. Детальная информация содержится в приложении 2. Между тем, как было выше отмечено, в случае отсутствия проектов нормативных правовых актов член Комиссии должен внести перечень нормативных правовых актов, инвентаризация которых была проведена, однако данная работа не проводится государственными органами, по край не мере в Министерство юстиции не представляются соответствующие перечни.
В анализе, представленном на заседании Правительства от 27 ноября 2015 года, Министерством отмечалось о негативном явлении, выражающегося в том, что отдельные члены Комиссии не принимают личное участие на заседаниях Комиссии, а направляют своих сотрудников. Такие случаи также имеют место в первой половине текущего года. Так, согласно информации, представленной в приложении 3, в общем, за 4 заседания Комиссии, личное участие членов составило 32,3%, тогда как, участие уполномоченных лиц составляет 47,9%, а отсутствие на заседании членов Комиссии — 19,7%.
Одновременно, следует отметить о работе статс-секретаря Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Шамшиева А.А., заместителя министра труда и социального развития Полотовой Ж.А., статс-секретаря Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Бардиновой Н.А и и.о. статс-секретаря Государственной службы миграции при Правительстве Азиз Канатбек, которые непосредственно участвуют на заседаниях Комиссии.
Министерством юстиции в свете предстоящего отчетного периода был проведен мониторинг исполнения протокольных решений Комиссии за период с июля 2015 года по апрель 2016 года. В результате была подготовлена соответствующая таблица, которая была разослана государственными органам, последним необходимо было представить информацию о ходе продвижения проектов нормативных правовых актов, одобренных членами Комиссии. По результатам изучения представленных информации стоит отметить о ненадлежащем исполнении решений Комиссии. Согласно информации, представленной в приложении 4, из 27 проектов нормативных правовых актов, направленных государственным органам для дальнейшего продвижения, 9 были внесены на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики. Данные показатели свидетельствует о слабой работе государственных органов в части продвижения проектов нормативных правовых актов.
В связи с этим, необходимо отметить о работе Министерства юстиции в рамках второго этапа совершенствования деятельности Комиссии.
На заседании Правительства Кыргызской Республики от 27 ноября 2015 года Министерством было предложено упростить порядок продвижения проектов нормативных правовых актов, разработанных в рамках деятельности Комиссии.
Протоколом заседания Правительства Кыргызской Республики от 27 ноября 2015 года № 20 Министерству юстиции было поручено внести проект постановления Правительства, предусматривающий решение поставленного выше вопроса.
В реализацию данного поручения был разработан проект постановления Правительства «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики», предусматривающий поправки в постановления Правительства Кыргызской Республики «О Регламенте Правительства Кыргызской Республики» от 10 июня 2013 года № 341 и «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов» от 7 мая 2015 года № 276.
Проект постановления Правительства в установленном порядке был внесен на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики. Вместе с тем, проект был возвращен в связи с принятием Руководителем Аппарата Правительства А. Осмоналиевым решения, в котором было поручение соответствующим структурным подразделениям Аппарата Правительства внести в установленном порядке проект постановления Правительства «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «О Регламенте Правительства Кыргызской Республики» от 10 июня 2013 года № 341», в целях оптимизации структуры Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Так, Отделом регламента Аппарата Правительства Кыргызской Республики был подготовлен проект постановления Правительства, который поступил на согласование в Министерство юстиции. В свою очередь, нами были даны предложения в части инвентаризации НПА.
На сегодняшний день Министерство юстиции также поддерживает идею о пересмотре формата внесения проектов нормативных правовых актов, выработанных в рамках деятельности Комиссии на рассмотрение в Аппарат Правительства Кыргызской Республики, и считает, что предлагаемое положение ускорить процесс продвижения проектов нормативных правовых актов и упростить работу Комиссии и государственных органов.