Home » Комиссия по инвентаризации НПА » Анализ деятельности МВК по инвентаризации НПА » Анализ исполнения государственными органами постановления Правительства Кыргызской Республики«Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов» от 7 мая 2015 года № 276

Анализ исполнения государственными органами постановления Правительства Кыргызской Республики«Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов» от 7 мая 2015 года № 276

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 мая                            2015 года № 276 было утверждено новое Положение о Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов (далее-Положение).

Целями принятия нового Положения явились совершенствование законодательства Кыргызской Республики, повышение качества и оптимизации процедуры инвентаризации нормативных правовых актов, обеспечение координации нормотворческой деятельности министерств и ведомств.

Новая правовая основа деятельности Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов позволила пересмотреть формат работы данной Комиссии, установив новые требования к составу Комиссии и организации ее работы.

В свою очередь, в рамках координационной функции на Министерство юстиции возложен ряд функций, в числе которых ведение анализа работы Комиссии и обобщение ее результатов.

Так, согласно Положению Министерство юстиции имеет право представлять в Правительство обобщенную информацию по итогам анализа деятельности Комиссии за отчетный период, с конкретными рекомендациями по улучшению ее деятельности и предложениями о применении дисциплинарных мер в отношении членов Комиссии за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

В этой связи,  данный анализ содержит информацию о периоде с 7 мая по 30 октября 2015 года.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства                               «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов» от 7 мая 2015 года № 276, Министерству юстиции было поручено принять меры, вытекающие из данного постановления и Положения.

В целях реализации вышеотмеченного пункта Министерством юстиции были проведены мероприятия, направленные на создание условий для эффективного функционирования Комиссии.

Так, Положением было определено образовать состав Комиссии исключительно из заместителей руководителей и статс-секретарей государственных органов, наделенных полномочиями по выработке политики в соответствующей сфере деятельности.

В соответствии с пунктом 8 Положения приказом Министерства юстиции от 15 июня 2015 года № 66 был сформирован состав Комиссии на основании представленных предложений от государственных органов. В состав Комиссии вошли и.о. статс-секретаря Министерства юстиции в качестве председателя Комиссии и сотрудник Министерства юстиции в качестве секретаря Комиссии, а также заместители руководителей и статс-секретари 21 государственного органа.

Новые требования коснулись также вопросов организации заседания Комиссии. Так, согласно пункту 14 Положения заседание Комиссии проводится не реже одного раза в два месяца и при наличии не менее двух третей членов Комиссии. За указанный выше период Министерством юстиции было организовано 5 заседаний Комиссии.

Из проведенных 5 заседаний Комиссии первое заседание, состоявшееся 12 июня 2015 года, было организовано в целях обсуждения с представителями всех государственных органов исполнительной власти вопросов, связанных с деятельностью Комиссии согласно новым требованиям Положения. Основной задачей данного заседания являлось построение фундамента для последующей эффективной работы Комиссии.

На следующих 4 заседаниях Комиссии были рассмотрены проекты нормативных правовых актов, направленные на устранение противоречий, коррупционных норм и восполнение пробелов в законодательстве Кыргызской Республики.

Заседание, запланированное на 30 июня 2015 года, не состоялось, ввиду отсутствия кворума, то есть более двух третей членов Комиссии.      В свою очередь, поручением Премьер-министра Кыргызской Республики от 10 июля 2015 года № 24-1815 руководители государственных органов были предупреждены о персональной ответственности за нарушение требований Положения.

Заседания, проведенные 21 июля, 28 августа и 30 октября 2015 года были признаны правомочными и участие членов в работе Комиссии активизировалось.

Как было ранее отмечено, Министерством юстиции проводится анализ работы Комиссии с предложениями о применении дисциплинарных мер в отношении членов Комиссии за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Пунктом 24 Положения определены критерии ненадлежащего выполнения обязанностей членов Комиссии, к которым относятся:

1) отсутствие на заседании Комиссии без предоставления официального письма государственного органа, с указанием должностного лица, его заменяющего;

2) непредставление на рассмотрение Комиссии проектов нормативных правовых актов либо официальных писем об отсутствии таковых;

3) непредставление предложений для формирования плана работы Комиссии на очередной год.

В приложениях 1 и 2 представлена информация относительно участия членов Комиссий на 4 заседаниях Комиссии и проектов нормативных правовых актов, внесенных членами Комиссии.

На основании изложенной в приложениях информации Министерство юстиции приходит к нижеследующему выводу.

Положение, предусматривающее образование состава Комиссии исключительно из заместителей и статс-секретарей государственных органов, должно было послужить предпосылкой для повышения ответственности государственных органов за инвентаризацию в соответствующей сфере деятельности.

Однако следует отметить, что зачастую на заседаниях Комиссии принимали участие уполномоченные лица вместо самих членов, ссылаясь на нормы пункта 15 Положения, согласно которому членам Комиссии предоставляется право направлять на заседание иного представителя, который будет письменно уполномочен голосовать от имени члена Комиссии при уважительных причинах.

Согласно информации, представленной в приложении 1 к данному анализу, в общем, за 4 заседания Комиссии, личное участие членов составило 36,9 %, тогда как, участие уполномоченных лиц составляет 39,3 %.

В свою очередь, считаем, что злоупотребление членами Комиссии правом делегировать свои полномочия по участию на заседаниях Комиссии может стать негативной практикой в работе Комиссии, ставя под сомнение персональную ответственность заместителей руководителей государственных органов.

Одновременно, необходимо отметить о работе государственных органов по внесению на рассмотрение Комиссии проектов нормативных правовых актов, направленных на устранение противоречий, коррупционных норм и восполнение пробелов в законодательстве Кыргызской Республики. Так, данная работа по сравнению с 2013 и 2014 годами, активизировалась.

Согласно информации, представленной в Сравнительном анализе деятельности Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов с 2013 года по 2015 год, внесение проектов нормативных правовых актов государственными органами за 2013 года составило 18,1%, в 2014 году — 7,5%, за период с января по октябрь месяц 2015 года — 18,9%.

Однако, из информации, представленной в приложении 2 к анализу, следует, что большая часть работы по разработке проектов нормативных правовых актов в рамках инвентаризации законодательства по-прежнему ведется Министерством юстиции.

С января по октябрь месяц 2015 года Министерством юстиции было разработано и вынесено на рассмотрение Комиссии 19 проектов нормативных правовых актов, что составляет 67,8%, государственными органами внесено всего 9 проектов нормативных правовых актов, что составляет 32,1%.

В свою очередь, Министерством юстиции на каждом заседании Комиссии отмечается о необходимости внесения государственными органами проектов нормативных правовых актов в рамках своей компетенции.

В соответствии с пунктом 13 Положения член Комиссии обязан вносить на рассмотрение Комиссии проекты нормативных правовых актов, направленных на устранение противоречий в законодательстве, а также коррупционных норм и восполнение пробелов в законодательстве Кыргызской Республики.

Важно отметить, что на сегодняшний день задачи Комиссии были расширены. Теперь основной задачей Комиссии наряду с выявлением коллизий и пробелов явилось выявление и устранение коррупционных положений в нормативных правовых актах.

В данном случае, Правительство, предоставляя право Комиссии выявлять и устранять коррупционные нормы в законодательстве, дало возможность государственным органам реализовать возложенную на них задачу по противодействию коррупции в рамках деятельности по инвентаризации нормативных правовых актов, что, в свою очередь, должно было стать дополнительным инструментом для активизации государственных органов.

Согласно Закону «О противодействии коррупции» противодействие коррупции обязаны осуществлять все государственные органы, которое выражается, в том числе, в профилактике коррупции.

Так, одной из мер профилактики является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

Следовательно, каждый государственный орган должен вести работу по инвентаризации законодательства на предмет устранения коррупционных норм, в пределах их полномочий.

Кроме того, работа по очищению законодательства от коррупционных предпосылок должна была вестись также в рамках  Плана мероприятий по проведению Года укрепления государственности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением  Правительства от 24 марта 2014 года № 177.

Согласно Плану мероприятий министерства и ведомства должны были провести анализа действующего законодательства и внести в Министерство юстиции предложения по устранению выявленных пробелов и недостатков, препятствующих эффективному выполнению задач, направленных на  искоренение коррупционных проявлений.

Вместе с тем, работа государственных органов с дополнением функции по устранению коррупционных норм в нормативных правовых актах  в рамках деятельности Комиссии не активизировалась.

Также обязанностью членов Комиссии является внесение предложений по формированию плана работы Комиссии на следующий год, поскольку согласно требованиям Положения Комиссия должна ежегодно формировать План работы по пересмотру нормативных правовых актов, подлежащих инвентаризации, на предстоящий год.

Вместе с тем, учитывая, что Положение было принято в мае месяце, План работы Комиссии на 2015 год не был сформирован. Следовательно, оценка работы государственных органов по внесению проектов нормативных правовых актов без установленных критериев оценки, а именно без плана,  не будет, по нашему мнению, объективной.

Кроме того, принимая во внимание, что с момента принятия нового Положения прошло не более 6 месяцев, а также учитывая, что его нормы требуют постоянной реализации, необходимо более длительное время для определения эффективности и результативности отдельных норм Положения.

В целом, резюмируя вышепредставленную информацию, считаем целесообразным признать работу Комиссии, за период с 7 мая по 30 октября текущего года, удовлетворительной.

Одновременно, руководствуясь пунктом 24 Положения, согласно которому Министерство юстиции вправе представлять в Правительство конкретные рекомендации, Министерством предлагается следующее.

Также, на сегодняшний день, практическая работа Комиссии показала определенные сложности в продвижении проектов нормативных правовых актов, разработанных в рамках деятельности Комиссии, поскольку Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства  от 10 июня 2013 года № 341, установлен определенный порядок внесения проектов нормативных правовых актов на рассмотрение Правительства.

Пунктом 51 вышеназванного Регламента Правительства предусматриваются два способа внесения проектов решений Правительства  на рассмотрение Аппарата Правительства, а именно на заседание Правительства или для принятия решения опросным путем.

Данным пунктом также предусмотрено, что орган-разработчик самостоятельно определяет порядок внесения проектов решений Правительства на рассмотрение Правительства.

Зачастую, государственные органы вносят на рассмотрение Аппарата Правительства проект нормативного правового акта для принятия решения опросным путем.

Вместе с тем, Министерство юстиции считает целесообразным пересмотреть формат внесения проектов нормативных правовых актов, выработанных в рамках деятельности Комиссии на рассмотрение Аппарата Правительства.

Для этого предлагается внести поправки в вышеотмеченный Регламент Правительства, предусматривающие, что проекты нормативных правовых актов, одобренные на заседании Комиссии, подлежат вынесению на очередное заседание Правительства единым пакетом.

Министерство юстиции или государственный орган, определенный решением Комиссии, до даты очередного заседания Правительства вносит пакет документов в Аппарат Правительства без проведения процедуры согласования с членами Правительства, включая Министерство финансов, Министерство экономики и Министерство иностранных дел.

Данное предложение позволит исключить повторное согласования, поскольку обозначенные проекты предварительно рассматриваются членами данной Комиссии на самом заседании, после которого принимается коллегиальное решение об одобрении или отклонении проекта, которое оформляется протоколом.

Предлагаемое положение также позволит ускорить процесс продвижения проектов нормативных правовых актов и упростить работу Комиссии и государственных органов.

Кроме того, с учетом анализа законопроектной деятельности Правительства, в целом, Министерство юстиции считает целесообразным систематизировать работу исполнительной ветви власти  по инициированию законопроектов, путем определения двух процедур внесения законопроектов на рассмотрение Правительства.

Первое, подготовка и продвижение министерствами и ведомствами   законопроектов на основании Плана законопроектных работ на соответствующий период. В данном случае, в указанный План должны быть включены концептуальные законопроекты, имеющие стратегический характер и предлагающие урегулировать новые общественные отношения.

Законопроекты, вытекающие из функций и задач государственного органа, и направленные на обеспечение основной деятельности государственных органов, а также на приведение отдельных норм в соответствии с нормативными правовыми актами должны рассматриваться и продвигаться в рамках работы Межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов.

В целом, стоит отметить, что продвижение проектов нормативных правовых актов через Межведомственную комиссию по инвентаризации нормативных правовых актов благоприятно отразиться на качестве самого проекта, поскольку проекты рассматриваются коллегиально с привлечением заинтересованных государственных органов, а также ученых, юристов и представителей международных организаций.          Данный круг можно расширить с привлечением бизнес сообществ, ассоциаций и иных объединений, которые при осуществлении своей деятельности сталкиваются с проблемами из-за имеющихся противоречий и пробелов, а также коррупционных норм в законодательстве. Вовлечение в работу Комиссии различных организаций позволит шире рассмотреть недостатки и упущения в законодательстве, поскольку считаем, что эффективность и реализуемость норм законодательства можно отследить лишь на практике.

Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что указанные предложения могут значительно улучшить координацию и эффективность законопроектной деятельности органов исполнительной власти, а также упростить работу Правительства путем четкого разграничения вносимых в Жогорку Кенеш законопроектов на плановой и внеплановой основе.

Кроме того, считаем, что Межведомственная комиссия по инвентаризации нормативных правовых актов может послужить площадкой для развития социально-экономических и иных сфер жизнедеятельности.

 

 

 

 

Приложение 1

 

Участие членов Комиссии на заседаниях

(30 июня 2015 года, 21 июля 2015 года, 28 августа 2015 года и 30 октября 2015 года)

 

Ф.И.О. члена Комиссии

Должность члена Комиссии

 

Отсутствие

(в количественном показателе с процентным соотношением)

Личное участие

(в количествен-ном показателе

с процентным соотношением)

Направление лица, уполномоченного голосовать от имени члена

(в количественном показателе с процентным соотношением)

Примечание

Курманова Айдай

Эркиновна

статс-секретарь Министерства экономики

 

1 (25%)

3 (75%)

Касымбаев Нурбай

Адиевич

 

первый заместитель министра внутренних дел

 

2 (50%)

2 (50%)

Суюмбаева Паиза

Усенбаевна

 

статс-секретарь Министерства

здравоохранения

1 (25%)

1 (25%)

2 (50%)

Суеркулов Замир

Казакбаевич

первый заместитель министра обороны

1 (25%)

1 (25%)

2 (50%)

Темиралиев Талайбек

Асанбекович

статс-секретарь Министерства чрезвычайных ситуаций

2 (50%)

 

2 (50%)

Керималиев Жаныбек

Калканович

заместитель министра сельского хозяйства и мелиораций

1 (25%)

1 (25%)

2 (50%)

Мамыркалиев Эрмек

Алтымышович

и.о. статс-секретаря Министерства транспорта и коммуникаций

1 (25%)

3 (75%)

 

Джунушалиев Айбек

Джанышбекович

статс-секретаря Министерства труда, миграции и молодежи

2 (50%)

2 (50%)

 

Баяманова Зуура

Эдуардовна

статс-секретарь Министерства финансов

1 (25%)

 

3 (75%)

Баетов Батыркул

Исаевич

статс-секретарь Министерства энергетики и промышленности

2 (50%)

1 (25%)

1 (25%)

Бекбоев Адилет

Зарлыкович

заместитель министра образования и науки

 

3 (75%)

1 (25%)

Кайкиев Эмиль

Абдыкалыевич

заместитель министра иностранных дел

1 (25%)

1 (25%)

2 (50%)

Полотова Жылдыз

Арстанбековна

заместитель министра социального развития

1 (25%)

1 (25%)

2 (50%)

Секимов Бактыбек Шайыкбекович

 

 

заместитель министра культуры, информации и туризма

1 (25%)

1 (25%)

 

 

 

1 (25%)

В соответствии с приказом МЮ от 29 сентября 2015 года № 122 произведена замена члена Комиссии
Дуйшенбиева Альбина

Кабылбековна

заместитель министра культуры, информации и туризма

 

1 (25%)

 

Куланбек уулу Айбек

 

начальник управления Государственного комитета национальной безопасности

 

3 (75%)

1 (25%)

Мотукеев Болот

Джакимбаевич

заместитель директора Государственного агентства физической культуры и спорта при Правительстве

 

4 (100%)

 

Шамшиев Абдухалык

Абдулхаевич

 

статс-секретарь Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве

1 (25%)

2 (50%)

1 (25%)

Орозалиев Нурлан Султанович

 

 

 

 

заместитель председателя Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве

1 (25%)

1 (25%)

1 (25%)

В соответствии с приказом МЮ от 29 сентября 2015 года № 122 произведена замена члена Комиссии
Каримбеков Алик

Жолдошмаматович

заместитель председателя Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве

 

1 (25%)

 

Борубаев Самат

Нарматович

 

статс-секретаря Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве

2 (50%)

1 (25%)

1 (25%)

Шыйкымбаев Саламат Капанович

 

 

 

 

заместитель председателя Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве

1 (25%)

 

2 (50%)

В соответствии с приказом МЮ от 29 сентября 2015 года № 122 произведена замена члена Комиссии
Эрматов Сэйитбек

Таштанович

заместитель председателя Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве

 

 

1 (25%)

Ирсалиев Медер

Эсенгулович

 

руководитель аппарата Социального фонда

1 (25%)

 

3 (75%)

Итого

84

20 (23,8%)

31 (36,9%)

33 (39,3%)

 

 

 

Приложение 2

 

Проекты нормативных правовых актов, внесенные членами Комиссии

(с 7 мая по 30 октября 2015 года)

Наименование государственного органа

Всего проектов НПА

(в количественном показателе с процентным соотношением)

Вынесенные на рассмотрение Комиссии

(в количественном показателе с процентным соотношением)

Отказанные во внесении на рассмотрение Комиссии

(в количественном показателе с процентным соотношением)

Находятся на рассмотрении Министерства юстиции

Примечание

Министерство юстиции

19 (67,8%)

19 (100%)

Из 19 проектов НПА, 15 (78,9%) проектов НПА, регулируют те сферы правоотношений, выработка политики, которых осуществляют другие государственные органы

 

Министерство финансов

2 (7,1%)

2 (100%)

Министерство внутренних дел

1 (3,6%)

1 (100%)

Министерство экономики

1 (3,6%)

1 (100%)

Государственная служба исполнения наказания при Правительстве

2 (7,1%)

1 (50%)

1(50%)

Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве

2 (7,1%)

2 (100%)

Фонд не входит в состав Комиссии
Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве

1 (3,6%)

1 (100%)

Агентство не входит в состав Комиссии

Итого

28

26 (92,8%)

1 (3,6 %)

1 (3,6%)

 

Примечание: За период с 7 мая 2015 года по 30 октября 2015 года в рамках деятельности Комиссии были разработаны 26 проектов нормативных правовых актов, из которых 25 одобрены членами Комиссии.