О продвижении законопроектов

06.11.2009 19:19

В целях реализации Плана действий по реализации Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике на 2009-2011 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 11 марта 2009 года № 155 «О Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике», на Министерство юстиции совместно с Жогорку Кенешем и Правительством была возложена разработка проекта Закона «О продвижении (лоббировании) законопроектов».

В рамках реализации Плана действий была создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Жогорку Кенеша, сотрудники Министерства юстиции, Министерства экономического регулирования Кыргызской Республики, Министерства финансов, а также представители научной общественности.
На своем первом заседании группа обсудила структуру законопроекта, вопросы, касающиеся субъектов лоббистской деятельности, принципы и методы лоббистской деятельности.

 

Протокол №1

заседания рабочей группы по разработке

проекта Закона «О продвижении (лоббировании) законопроектов»

от 28 октября 2009 года

Присутствовали:

 

Салянова А.   - статс-секретарь Министерства юстиции Кыргызской Республики, руководитель группы;

Сабиров А.           - депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

Мамасалиев А.     - депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

Зиядинов Б.          - заместитель заведующего  отдела парламентаризма и законотворчества юридического управления Аппарата Жогорку Кенеша КР;

Мамбетова Б.  - эксперт отдела Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

Календеров У. — начальник Управления  правовой  поддержки  Министерства экономического регулирования Кыргызской Республики;

Жокунов Н.       - специалист   отдела   судебной   поддержки   Управления   правовой поддержки Министерства финансов;

Туманов А.   - эксперт юридического отдела Национального агентства КР по предупреждению коррупции;

Айылчиева А.   - к.ю.н., и.о. доцента, Директор Центра непрерывного образования и экспертизы Кыргызской государственной юридической академии;

Ниязова А.     - к.ю.н.,  заведующая  кафедрой  гражданского  права  и  процесса юридического факультета КРСУ;

Мамидинова Ч. — Директор  Центра   по  координации  законопроектных   работ Правительства Министерства юстиции Кыргызской Республики;

Сергеева Н.          - главный  специалист  Центра  по  координации  законопроектных работ Правительства Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Заседание рабочей группы открыла председатель рабочей группы статс-секретарь Министерства юстиции Салянова А.Ж. Она поприветствовала участников заседания и озвучила, что названная рабочая группа была образована в целях реализации пункта 12 Плана действий по реализации Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике на 2009-2011 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 11 марта 2009 года № 155 «О Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике», которым Жогорку Кенешу, Министерству юстиции и Правительству в IVквартале 2009 года было поручено разработать проект Закона «О продвижении (лоббировании) законопроектов».

Салянова А. Ж. также отметила о сжатости срока в течение которого указанный законопроект должен быть разработан, в связи с чем выразила просьбу о выполнении предстоящей работы в возможно короткие сроки. Также ею было отмечено, что Министерством юстиции уже была проведена определенная работа в данном направлении, в том числе путем подборки ряда материалов по лоббистской деятельности и подготовки проекта Структуры разрабатываемого проекта Закона. Салянова А.Ж. сообщила, что названные документы, а именно: Модельный закон «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти», принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление №22-16 от 15 ноября 2003 года), проект Федерального закона Российской Федерации «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», проекты законов Республики Казахстан «О лоббировании» и «О лоббировании законодательных актов» и предлагаемый проект Структуры были высланы участникам рабочей группы, в связи с чем, предложила обсудить:

1) предложенную структуру законопроекта;

2) где будет осуществляться лоббистская деятельность: в законодательной ветви власти или в законодательной и исполнительной ветвях власти? При этом она подчеркнула, что согласно мировой практике лоббизм в судебных органах не допускается.

3) кто может выступать клиентами лоббистских организаций и кто может выступать в качестве лоббистов?

После выступления Саляновой А. Ж. выступил депутат Жогорку Кенеша Сабиров Алишер Ахмедович. Он подчеркнул о преждевременности распространения лоббистской деятельности на исполнительную ветвь власти и на первом этапе ограничиться законодательной ветвью, а именно предусмотреть в проекте Закона возможность осуществления лоббистской деятельности исключительно в Жогорку Кенеше. Также Сабировым А. А. было отмечено о необходимости включения в законопроект нормы, запрещающей иностранным государствам, организациям и гражданам, а также для лицам без гражданства участвовать в лоббистской деятельности, как в качестве клиентов, так и в качестве лоббистов.

Салянова А.Ж. поддержала предложение депутата Сабирова А. А. и отметила, что для апробации разрабатываемого проекта действительно необходимо ограничиться лоббированием в парламенте и отметила, что при принятии названного закона в постановление Жогорку Кенеша можно внести норму о рассмотрении возможности распространения лоббистской деятельности на исполнительную ветвь по истечении трехлетнего периода с момента вступления в силу данного акта после соответственного анализа и мониторинга принятого Закона.

После небольшой дискуссии по данным вопросам члены рабочей группы поддержали высказанные предложения.

Депутатом Сабировым А.А. также было предложено внести небольшие корректировки в предлагаемый проект Структуры, в части первоначального определения в проекте Закона вопросов организации лоббистской деятельности, а уже потом непосредственно процедуры лоббирования.

Кроме того, Сабировым А. А. было отмечено о необходимости подготовки аналитической информации об истории возникновения лоббирования, о значении термина «лоббирование», об опыте зарубежных стран в данном направлении, поскольку наличие обозначенного материала позволит уяснить необходимость принятия проекта Закона «О продвижении (лоббировании) законопроектов» в нашей стране. В этой связи им было предложено от своего имени сделать запрос Полномочному представителю Кыргызской Республики в Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ с целью получения материалов, сопутствующих Модельному закону «О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти». Сабировым А.А. было также предложено обратиться в международные организации и посольство США  с просьбой оказания консультативной помощи, в том числе по предоставлению материалов по осуществлению лоббистской деятельности в зарубежных странах, а также по возможности практического изучения опыта зарубежных стран в данной области.

После этого была осуществлена дискуссия по организации лоббистской деятельности, обсуждались вопросы лицензирования, аккредитации, учетной регистрации лоббистов и их договоров с клиентами. В связи с чем, Ниязовой Анарой Натуевной — заведующей  кафедрой  гражданского  права  и  процесса юридического факультета КРСУ, было отмечено, что в случае установления в проекте Закона в качестве обязательного условия действительности вышеуказанных договоров – регистрации их в Министерстве юстиции, потребуется внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс, которым на сегодняшний день не предусматривается какая-либо регистрация договоров по оказанию услуг. С ее мнением согласилась представитель КГЮА – Айылчиева Асель Асимовна.

В ходе обсуждения членами рабочей группы также поднимался вопрос о квалификационных требованиях, предъявляемых к лоббистам. В частности, А. Сабировым вносилось предложение что лица, занимающиеся лоббистской деятельностью должны иметь высшее юридическое образование. Однако, А. Ниязова отметила, что как показывает практика, юристы в данной области, как правило, выступают в качестве экспертов, ответственных за юридическое сопровождение, а непосредственно лоббируют проекты законов специалисты в узких отраслях. В связи с чем по итогам обсуждения было принято решение относительно необходимости наличия высшего образования, но не обязательно юридического.

После состоявшегося обмена мнениями, а также приняв решение об осуществлении работы посредством Интернет, члены рабочей группы решили:

1. Назначить следующее заседание на 4 ноября 2009 года в 15.00 в Министерстве юстиции.

2. Поручить членам рабочей группы изучить имеющиеся материалы и подготовить свои предложения по проекту Закона «О продвижении (лоббировании) законопроектов».

3. Поручить Министерству юстиции:

- подготовить первоначальный вариант проекта Закона;

- обратиться к международным организациям с просьбой об оказании консультативной помощи.

Руководитель рабочей группы,

Статс-секретарь

Министерства юстиции                                                                           А. Салянова